Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться

От античности до Нового времени Историко-философский аспект Специальность Горького на кафедре истории философии Научный консультант: Бурханов; доктор философских наук, профессор В. Князев; доктор философских наук, профессор В. Федотова Уральская Академия Ведущая организация: Автореферат разослан 8 июня года. Ученый секретарь диссертационного совета Б. В веке экзистенциальная проблематика человеческого бытия становится узловой темой философии.

БЫТИЕ-К-СМЕРТИ, ЭКЗИСТЕНЦИЯ НЕПОДЛИННАЯ И ЭКЗИСТЕНЦИЯ ПОДЛИННАЯ

Актуализации и расцвету экзистенциализма в е - е гг. Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты: Основателем экзистенциализма считается датский философ Серен Кьеркегор - Стол существованием не обладает. Экзистенция — наша душа, наш внутренний мир.

гие феномены бытия человека, в экзистенциальной антропологии К. Ясперса, . А. С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. .. как духовно-телесного существа, три ступени существования индивида.

Когда человек использует вещи, устанавливает социальные отношения, это само по себе удерживает его на уровне фактов. Процесс утилизации проникает в язык, который вырождается в пустословие анонимной экзистенции с ее аксиомой: Анонимная экзистенция пытается заполнить образовавшийся вакуум, прибегая ко все новому опыту, — в итоге она тонет в любопытстве. Помимо пустословия и курьезности неподлинную экзистенцию характеризует двусмысленность. Ситуативная индивидуальность, упокоившаяся в Стр. Тем слышнее становится голос совести, взывающей к подлинному существованию, онтологическому не оптическому , экзистенциальному плану, где уместны поиски смысла бытия.

Совесть отвлекает нас от самолюбования, призывая вглядеться в тайные закоулки души, в то, что нельзя утаить от себя. Экзистенция, как мы уже знаем, есть бытие-в-возможности, на чем основано самопроектирование и трансцендирование человека. Однако любой проект затягивает нас в болото мирского и вещного. По сути дела это значит, что проекты и выбор эквивалентны. Я могу посвятить жизнь работе, науке, обогащению, чему угодно другому, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую.

По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в неподлинной экзистенции. И все же среди множества возможностей есть особая, уйти от которой ни одно живое существо не властно.

Философские интерпретации экзистенциальных проблем. Смерть как экзистенциал человеческого бытия: Страх как экзистенциал человеческого бытия. Античные представления о феноменологической топике.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Экзистенциальные проблемы бытия человека», 3 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ . Смерть и страх как экзистенциалы человеческого существо- вания. 8. 2.

Философские интерпретации экзистенциальных проблем. Смерть как экзистенциал человеческого бытия: Страх как экзистенциал человеческого бытия. Античные представления о феноменологической топике. Архаичные основания античной картины мира и топика античного общества. Проблема одиночества в античной философии. Смерть в эпоху античности. Экзистенциал смерти в зеркале античной философии. Страх в античной философии.

Вы точно человек?

Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в дворянской семье, 5 мая года. После разрыва помолвки до года много работает, пишет свои основные труды. Вёл жизнь, сокрытую в своём существе от людей; при этом других людей тонко чувствовал и глубоко понимал. Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной. Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:

страха ЧЕЛОВЕКА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ .. страха как важнейшего экзистенциала человеческого бытия .. Однако смягченный индивидуализм остается индивидуализмом, потому базовая тре-.

Введение Эпоха, в которую возвысился и был низвергнут Наполеон, стала определяющей для судеб Королевства Дании, до этого главенствующей северной державы. Не успели отгреметь войны, как в г. Норвегия расторгла личную унию с Данией и заключила союз со Швецией, перейдя под руку шведского короля. Датская же наука, изобразительное искусство и литература, напротив, пережили в этот период необычайный расцвет, продолжавшийся до середины столетия, а потери в области политики и экономики компенсировались завоеваниями духовного порядка.

Именно в такой среде раскрылся гений философа Серена Кьеркегора [1] , которому и посвящена эта работа. Датский религиозный мыслитель Серен Кьеркегор — фигура чрезвычайно своеобразная. Не многие мыслители в. Не многие мыслители являются предметом таких оживленных дискуссий, подвергаются столь многочисленным и разнообразным трактовкам, комментируются и расшифровываются в таком огромном количестве толстых книг, брошюр и журнальных статей, как Кьеркегор, произведения которого при жизни не только не переводились с датского на иностранный языки, но и не рассматривались как философские: Размышления Серена Кьеркегора и в наше время остаются актуальными.

Глава 7. Экзистенциальные проблемы философии

Одиночество и проблема индивидуализации в эпоху Возрождения Введение к работе Актуальность темы исследования. В веке экзистенциальная проблематика человеческого бытия становится узловой темой философии. Научные результаты анализа одиночества, смерти и страха, полученные крупнейшими представителями пост-классической и современной философии Ф.

вышенное, бездна, истина, гнозис, экзистенциал. Трепет есть страха не могло привести к тому, что человек стал искателем смысла и создателем .. Для полноценной жизни человека требуется работа с бесконеч- ностью.

Скачать Часть 11 Библиографическое описание: Экзистенциалы человеческого бытия в философии Сёрена Кьеркегора: Отчаяние рассматривается как отправной пункт. В вере показаны её парадоксальность и абсурдность, противоположность индивидуального всеобщему и внутреннего внешнему. Представлено понимание веры, раскрывающее подлинное и духовное существование личности в ее уникальности и неповторимости.

В своей философско-антропологической проблематике Кьеркегор пытается связать воедино бесконечность и конечность индивида, временность и вечность существования, детерминизм и свободу личности, проблемы всеобщего и частного, вопросы соотношения человека с Абсолютом. Так или иначе, как отмечает Б. Быховский, Кьеркегора выделяет выдающийся стилистический дар, умственная одаренность, необычайное литературное мастерство.

/ Семинар №9

Главной проблемой философии Кьеркегора является единичное, внутреннее, временное существование человека —экзистенция от позднелат. Кьеркегор рассматривает три способа и три соответствующие им принципа существования человека в мире: Кьеркегор показывает роль страха, отчаяния, свободного выбора на пути к вере — высшему способу существования человека в мире. В связи с обоснованием нового предмета философии — экзистенциального существования человека, Кьеркегор выступил с критикой рационалистической философии, в первую очередь, философии Гегеля.

Согласно Гегелю истина носит разумный, всеобщий и объективный характер; высшей формой ее постижения является наука, основанная на абстрактном мышлении. Кьеркегор настаивает на том, что философия принципиально отличается от науки, что она напрямую зависит от субъективной, личной жизни философа.

формируются четыре грани опыта любого человека: трансцендентный, символический, предметный Экзистенциальное априори и экзистенциалы .. .. С.Я.) требования Бытия» («Письмо о гуманизме»() [ Хайдеггер чувства страха само считать чувством или же такое преодоление.

Горького на кафедре истории философии Научный консультант: Бурханов; доктор философских наук, профессор В. Князев; доктор философских наук, профессор В. Федотова Уральская Академия Ведущая организация: Автореферат разослан 8 июня года. Ученый секретарь диссертационного совета Б. В веке экзистенциальная про блематика человеческого бытия становится узловой темой философии. Научные результаты анализа одиночества, смерти и страха, полученные крупнейшими представителями пост-классической и современной фило софии Ф.

Глубокий культурный, мировоззренчес кий, ценностный кризис, постигший западную цивилизацию, обнажил те фундаментальные основания человеческого бытия, которые таились под тектоническими культурными породами. В поле зрения филосо фии попадает, прежде всего, человек в настоящем времени перед лицом бытия и вечности, а реалии ушедших эпох и историко-философские наблюдения оказываются по большей части иллюстративным материа лом, подтверждающим основные выводы.

Это ни в коей мере не устраня ет актуальности другой научной задачи - исследовать условия проявле ния экзистенциалов в философских школах, стоявших у истоков запад ноевропейской мысли, заложивших основы европейской культуры, сфор мировавших ментальные структуры эпох античности, Средних веков, Возрождения и Нового времени. Именно эта задача и была поставлена автором настоящей диссертационной работы. Экзистенциалы человеческо го бытия - одиночество, смерть и страх стали предметом научного иссле дования преимущественно в философии - века.

Философия иррационализма. Сёрен кьеркегор (1813 – 1855)

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе. Чем может быть полезен .

в обыденном, предельном и запредельном бытии человека 7] и позволяет определить три из- . через экзистенциалы страха, отчаяния, сострада-.

Экзистенционализм — Экзистенциализм , философия существования направление в философии века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Умозрительная философия Гегеля, имеющая в своей базе рациональное мышление, представляется двумерной; тогда как философия Кьеркегора, вводящая экзистенциальное мышление и переживание видится как третье, объёмное измерение, как бы достраивающее общую картину бытия.

Отправным пунктом в рассуждениях Кьеркегора является Библейская история первородного греха. Адам и Ева, как известно, нарушили запрет Бога и вкусили плод от древа познания. Как видит эту ситуацию Кьеркегор? В этом ему видится некий качественный скачек, а именно- переход от незнания к знанию. Адам и Ева, как наши далекие прародители, обрели свободу и независимость от Бога. Этот скачек должен рассматриваться как поворотный пункт в судьбе человечества и человека , как начало всемирной истории.

После изгнания Адама и Евы из Рая, все, что не поддается разуму, считается неистинным и должно быть отброшено как таковое. Итак, первородный грех ознаменовал собой переход от древа жизни его символом считается Иерусалим к древу познания его символ- столица Древней Греции Афины, родина рациональной философии. Началом философии экзистенциализма Кьеркегор полагает не удивление, как это было у Сократа, а отчаяние.

Оно возникает тогда, когда человек осознает отсутствие возможностей. Бог уже не с человеком, а далеко от него. Именно в этой точке духовного одиночества и незащищенности человека возникает отчаяние как осознание своей обреченности.

Экзистенциалы человеческого бытия в философии Сёрена Кьеркегора: от отчаяния к вере

Ее наиболее крупные представители — М. В Германии экзистенциализм стал складываться после первой мировой войны обстановка озлобления и уныния. Новая волна — Франция времен оккупации и после второй мировой войны. Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности.

Экзистенциалы формы бытия, в частности нераздельность бытия и человека, некую новую цельность. С другой стороны, Олег прав: все зависит от человека, и это На мой взгляд, существует три уровня одиночества. . потом что-то ем и вдруг понимаю, что страх абсолютно исчез.

Не случайно именно с нее полтора столетия назад в классических работах Серена Кьеркегора начал свое поступательное развитие экзистенциальный взгляд на человека в мире. Прежде чем приступать к анализу собственно проблемы тревоги, обрисуем в основных чертах экзистенциальный подход в целом. Экзистенциальная психология как психология человека необусловленного Если традиционная психология есть психология человека детерминированного, экзистенциальная психология есть психология человека недетерминированного.

На самом деле что человек есть существо одновременно и детерминированное, и недетерминированное. На нас действует масса факторов, внутренних и внешних, которые толкают нас в определенных направлениях и побуждают нас к определенному выбору. И достаточно часто большинство из нас этим влияниям поддается и действует предсказуемым, вычисляемым образом.

Вся традиционная, позитивистская психология на этом стоит, как и очень большая часть клинической психологии. Существует, однако, по меньшей мере, два рода ситуаций в нашей жизни, в которых не срабатывает ни один из традиционных подходов. Первые — это ситуации кризиса, краха в жизни, когда рушатся сложившиеся структуры, сложившийся жизненный мир, когда нет четких указаний и ориентиров, как действовать в этом мире.

Эти ситуации традиционно описываются как пограничные ситуации в экзистенциальной философии или через понятие кризиса в клинической практике. Это ситуации, связанные с потерями, смертью близких, социальными катаклизмами, с ними приходится постоянно сталкиваться тем, кто работает с беженцами, мигрантами и т. Вторая группа ситуаций, в которых все традиционные психологические подходы тоже не работают — это ситуации обратные, когда все замечательно, человек достиг полного благополучия, успехов, как сыр в масле катается, но, тем не менее, не удовлетворен, ему что-то еще нужно, он к чему-то стремится.

Он выходит за пределы всех тех сил, которые на него действуют и хочет что-то, что не выводится из той системы требований, которые ему предъявляют.

Экзистенциализм

В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр фр. Атеистический экзистенциализм отвергает, что за сущими явлениями может стоять таинственное Сущее Бог , определяющее их"сущность" или истину. Экзистенциализм согласно Ясперсу возводит свои истоки к Кьеркегору , Шеллингу и Ницше.

А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля [5]. В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс , но бессильного объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха , отчаяния, безысходности.

Поиски смысложизненных оснований бытия человека преломляются у Монтеня через . Экзистенциал страха в эпоху Возрождения и в начале нового времени . Чтобы ощутить страдания, требуется время, а между тем момент.

Суть экзистенциализма экзистенциализм человек одиночество жизнь Возможно, животные живут, не зная, что они умрут. Но человек точно знает о своей бренности. Однако до поры до времени это оказывается для него абстрактным знанием. Но вот он на смертном одре. Он умирает в одиночку, сознавая свое бессилие и заброшенность. В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда он захвачен сильным, трепетным чувством.

ТРИ ВЕЧНЫХ ЗАКОНА ВСЕЛЕННОЙ. Закон Притяжения. Абрахам - Хикс